Споры при закупках: кто чаще оказывается прав, организаторы тендера или исполнители его условий?

 

Предприятия налаживают коммерческие связи разными способами. Сейчас наиболее актуальными и взаимовыгодными считаются закупки через организацию тендеров, открытых торгов в электронном формате. Муниципальные, государственные структуры, коммерческие организации, выставляющие условия тендера, рассчитывают на то, что исполнитель заказов предложит максимально выгодные условия.

 

Но первичные требования иной раз выставляются не вполне конкретизированные, а сторона, выигравшая тендер, зачастую не соблюдает требования в заданном объёме. Поэтому споры при закупках – не редкость.

 

Условия аукциона

 

  1. Круг участников не ограничен.

 

  1. Положено задействовать электронную система извещения, чтобы потенциальные исполнители имели равные возможности.

 

  1. Представляется вся документация, касающаяся условий закупки, что заинтересует участников аукциона (тендера). Она касается:

 

– количества товара;

– качества востребованных предметов;

– предельных цен;

– условий доставки;

– сроков;

– ответственности за срыв договора.

 

  1. Задействованным оператором указываются дополнительные требования касательно как поставок товара (оказания услуг), так и ответственности сторон. Естественно, лицо, выставляющие условия, создаёт преференции для себя, а не для добросовестного исполнителя.

 

Какие нормы законодательства требуется учитывать участникам договора о закупке?

 

Прежде всего, это федеральные законы № 122 от 05.05.2014 г., № 44 от 05.04.2013 г. и № 223 от 18.07.2011 г. Также юристы, занимающиеся урегулированием спорных ситуаций, связанных с исполнением гос. и муниципальных контрактов, руководствуются положениями ст. 764 ГК РФ, приказом № 495 Министерства экономического развития, постановлениями ФАС и местных властей.

 

В данных законодательных актах, издаваемых в разные периоды и по разным поводам, стороны, вступившие в спор, могут найти противоречивые пункты. Поэтому в судебном зале между адвокатами контрагентов может разыграться настоящая юридическая баталия.

 

Споры при закупках – наиболее частые причины

 

  1. Заказчики нарушают условия открытых торгов. Жалоба составляется в антимонопольную службу.

 

  1. Сроки подачи заявок и их рассмотрения также могут оказаться спорными. Иной раз умышленно создаётся такая ситуация, когда добросовестный участник, способный выиграть право на осуществление закупок и поставок, почему-то “опаздывает”. А выигрывает тендер лицо, уже имеющее тесные деловые связи с оператором, непосредственно организовывающим аукцион.

 

  1. Документы представляются не все. Возникают неясности, что затрудняет исполнение условий соглашения.

 

  1. Победителем электронных торгов признаётся лицо, которое предложило худшие условия. Значит присутствуют признаки коррупции.

 

  1. Гос. или муниципальные заказчики не всегда рассчитываются в полном объёме и своевременно.

 

  1. Поставщики нередко испытывают затруднения с исполнением контракта по объективным причинам. Заказчик жалуется на такого контрагента. Жалоба поступает в реестр недобросовестных поставщиков, что значительно затрудняет деятельность предпринимателя (организации-поставщика).

 

  1. В РНП исполнителя договора поставки могут включить незаконно. Такие вопросы рассматриваются на заседании комиссии-адвокат поставщика получает возможность убедить ее членов в несправедливости вынесенного первичного решения. Из этого реестра поставщик может быть исключен.

 

  1. Достаточно часто сотрудники муниципальных органов создают заказы на одних условиях, а после требуют лишнее. Исполнение заказа с введёнными поправками обычно стоит гораздо дороже, но исполнители уже не могут отказаться и даже вынуждены нести убытки, чтобы не попасть в РНП.

 

Юридическое содействие для всех участников тендерных закупок

 

Любому лицу, объявившему условия закупок или намеревающемуся выиграть тендер, нужна помощь профессионального юриста, который поможет решить проблемы, связанные:

 

–  организацией торгов;

–  экспертной оценкой документации;

–  осуществлением аудита после завершения процедуры закупки;

–  выявлением предприятий-банкротов;

–  предоставлением банковской гарантии;

–  обжалованием действий контрагента и пр.

 

Содействие компетентного правоведа потребуется – прежде всего при составлении и проверке документов. Также юрист сможет осуществлять представительскую миссию при обращении и по поручению клиента в МВД, в прокуратуру, в ФАС. Ведь ходатайства, жалобы и прочие заявления должны выглядеть обоснованно.